ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №383 Красносельского района Санкт-Петербурга

ГБОУ СОШ №383 Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №383 Красносельского района Санкт-Петербурга

ГБОУ СОШ №383 Санкт-Петербурга

МЕНЮ
Главная » Тенисон Я.Е. » Методическая разработка «Библия – источник крылатых выражений и их «копилка»

Методическая разработка «Библия – источник крылатых выражений и их «копилка»

28 Ноя 2019 Тенисон Я.Е. 51

Методическая разработка для 4 класса по ОРКиСЭ учителя начальных классов Тенисон Я.Е.

Цели занятия:

  1. закрепить знания детей о крылатых выражениях, пословицах, поговорках, их источниках;
  2. дать понятие о Библии как источнике крылатых выражений;
  3. раскрыть смысл конкретного крылатого выражения в ходе работы с текстом Библии;
  4. продолжить работу по развитию речи детей, закрепить навыки пересказа; расширить представление о богатстве русского языка;
  5. воспитывать в детях внимательное отношение к слову;
  6. продолжить работу в области духовно-нравственного воспитания (пробуждать в детях отзывчивость, внимательное отношение к людям).

Оборудование:

  • детская адаптированная Библия;
    • Фразеологический словарь русского языка;
    • Толковый словарь русского языка (авт. С. И. Ожегов).

Ход занятия.

I. Сообщение темы урока.

II. Вводное слово учителя.

 – Какие выражения делают речь более красочной, эмоциональной?

–Пословицы, поговорки, крылатые выражения.

– Что такое пословицы, поговорки, крылатые выражения?

Крылатые слова – образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.

Пословицы краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Поговорка – краткое устойчивое выражение, в отличие от пословицы, не составляющее законченного высказывания.

Чем они различаются?

III. Проблемное задание – записать и попытаться письменно самостоятельно объяснить выражение нести свой крест.

(При выполнении этого задания учащиеся испытывают определенные затруднения и либо вовсе не пытаются ответить, либо дают неверные или неточные ответы, не отражающие смыслового содержания выражения, например, («умирать», «нести смерть», «переносить болезнь, какую-то трудность» и т. п.).

IV. Беседа

1. Учитель читает стихотворение.

За что?

Нам, русским, послан Крест тяжелый,

И мы должны его влачить,

За грех чудовищной крамолы,

За то, что не хотели чтить

В своей бессовестной гордыне,

Как непокорные сыны,

Нам Богом данные святыни

Благой и мудрой старины.

<…>

И долго будем мы томиться

Под нам ниспосланным Крестом,

Пока в душе не совершится

У нас великий перелом…

С. Бехтеев

2. Обсуждение прочитанного.

Читая данное стихотворение можно прийти к мысли о том, что выражение нести свой крест имеет две смысловые стороны: по Библии, Иисусу тяжело физически, он несет свой крест на Голгофу; но стократ тяжелее Ему духовно – Он с самого рождения несет крест людского непонимания.

Когда взяли Иисуса и повели на казнь, Ему вручили огромный, тяжелый деревянный крест, на котором его должны были распять: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» (ин. 19, 17).

В обращении Иисуса к ученикам это выражение употребляется в переносном значении: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Здесь крест свой – бремя ответственности за свое решение и связанные с ним тяготы и лишения, гонения и преследования от людей мира сего; готовность служить Богу и умереть за Него; знать, какие трудности и удары судьбы тебя ожидают, принимать их мужественно, уметь их выдерживать.

V. Беседа

 — Когда же это крылатое выражение может быть использовано в речи?

а) (– жить достойно: не роптать, не завидовать, не жаловаться;

— трудная жизнь: болезнь, неблагополучный родственник – пьяница, нерадивая мать, ребенок, позорящий родителей и т. д.).

б) – связь с историей России, например, войны, (когда люди достойно несли свой крест, не согнувшись под тяжестью испытаний).

VI. Творческое задание: дать письменный ответ, что же означает выражение нести свой крест.

 – «нести большую тяжесть в душе, но быть мужественным»,

  • «знать, что очень долго будет тяжело, но держаться из всех сил»,
    • «знать о возможных страданиях, чувствовать их и не сдаваться» и т. п.

VII. Домашнее задание: найти в адаптированном тексте Библии «Неся свой крест» ещё одно крылатое выражение (умывать руки) и попытаться объяснить его смысл, а также подумать над второй частью темы урока – почему Библия не только источник, но и «копилка» крылатых выражений».

VIII. Чтение притчи и обсуждение прочитанного.

Уставшая, изнуренная женщина, изнемогая под тяжестью своего креста (жизненных испытаний), молилась о том, чтобы дали ей какой-нибудь другой крест, в уверенности, что всякий другой окажется легче. Она заснула и очутилась среди множества крестов различной величины и вида, лежащих на земле. Один из них приглянулся ей – он был небольшой, украшенный драгоценными каменьями, в золотой оправе. «Вот, — подумала она, — этот крест я могла бы нести без труда». Однако, как только она его подняла, он стал давить своей тяжестью: золото и каменья были прекрасны, но тяжесть их была ей не по силам. Рядом лежал другой крест, обвитый цветами. «Вот этот, без сомнения, создан для меня!» — воскликнула она и поспешно взяла его в руки.

Но под чудными цветами оказались шипы, которые вонзались в её тело, причиняли боль. Наконец, нашелся крест простой, ни чем не украшенный, не отличающийся ни изяществом формы, ни богатой оправой, на котором лишь было начертано слово любви. Подняв, она пошла и понесла его, и убедилась, что он самый легкий из всех, испробованных ею.

И что же – в нем она узнала свой прежний крест, которым прежде так тяготилась. Господу известно, какой именно крест нам нужен и какой мы способны понести. Он измеряет его по нашим силам. Мы же не можем судить о тяжести испытаний, посылаемых нашим ближним.

«Дневник православного священника», 1909 год.

О чём молила женщина?

Чтобы дали другой крест.

Что увидела женщина во сне?

 Три различных креста.

Опишите, каким был первый крест? Почему женщина не взяла его?

Крест стал давить её своей тяжестью.

Опишите, каким был второй крест? Почему женщина отказалась и от него?

 Под чудесными цветами были шипы, которые причиняли боль.

Каким же был третий крест? Почему именно его взяла женщина?

 Он был самым легким из всех.

Что обнаружила женщина, посмотрев на крест внимательнее?

Узнала свой прежний крест.

Кому же известно, какой крест нужен человеку?

Господь знает, какой крест мы способны донести.

Предлагаю поиграть в одну очень интересную игру, которая называется «Фанты». Суть игры – я показываю вам картинки, а вы должны попробовать отгадать какая это пословица или поговорка из Библии.

    Всякой твари по паре.

        Бог – свидетель.

      Ждать, как манну небесную.

  Выпить чашу до дна.

       Каждому воздаётся по делам.

    Зарыть талант в землю.

IХ. Заключение.

 В заключение хочется вспомнить слова Д. Мережковского, написавшего об одной из библейских книг (Евангелие):

«Странная книга, её нельзя прочесть; сколько ни читай, всё кажется, не дочитал или что-то забыл, чего-то недопонял; а перечитаешь – опять то же; и так без конца. Как ночное небо: чем больше смотришь, тем больше звезд…»

Хотелось бы, чтобы дети и взрослые чаще смотрели на это бездонное «ночное небо» — читали и перечитывали Библию, находя в ней всё новые и новые глубины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Боковое меню

Популярные материалы

© 2020. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №383 Красносельского района Санкт-Петербурга. Все права защищены