Методическая разработка «Библия – источник крылатых выражений и их «копилка»
Методическая разработка для 4 класса по ОРКиСЭ учителя начальных классов Тенисон Я.Е.
Цели занятия:
- закрепить знания детей о крылатых выражениях, пословицах, поговорках, их источниках;
- дать понятие о Библии как источнике крылатых выражений;
- раскрыть смысл конкретного крылатого выражения в ходе работы с текстом Библии;
- продолжить работу по развитию речи детей, закрепить навыки пересказа; расширить представление о богатстве русского языка;
- воспитывать в детях внимательное отношение к слову;
- продолжить работу в области духовно-нравственного воспитания (пробуждать в детях отзывчивость, внимательное отношение к людям).
Оборудование:
- детская адаптированная Библия;
- Фразеологический словарь русского языка;
- Толковый словарь русского языка (авт. С. И. Ожегов).
Ход занятия.
I. Сообщение темы урока.
II. Вводное слово учителя.
– Какие выражения делают речь более красочной, эмоциональной?
–Пословицы, поговорки, крылатые выражения.
– Что такое пословицы, поговорки, крылатые выражения?
– Крылатые слова – образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.
Пословицы— краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
Поговорка – краткое устойчивое выражение, в отличие от пословицы, не составляющее законченного высказывания.
— Чем они различаются?
III. Проблемное задание – записать и попытаться письменно самостоятельно объяснить выражение нести свой крест.
(При выполнении этого задания учащиеся испытывают определенные затруднения и либо вовсе не пытаются ответить, либо дают неверные или неточные ответы, не отражающие смыслового содержания выражения, например, («умирать», «нести смерть», «переносить болезнь, какую-то трудность» и т. п.).
IV. Беседа
1. Учитель читает стихотворение.
За что?
Нам, русским, послан Крест тяжелый,
И мы должны его влачить,
За грех чудовищной крамолы,
За то, что не хотели чтить
В своей бессовестной гордыне,
Как непокорные сыны,
Нам Богом данные святыни
Благой и мудрой старины.
<…>
И долго будем мы томиться
Под нам ниспосланным Крестом,
Пока в душе не совершится
У нас великий перелом…
С. Бехтеев
2. Обсуждение прочитанного.
Читая данное стихотворение можно прийти к мысли о том, что выражение нести свой крест имеет две смысловые стороны: по Библии, Иисусу тяжело физически, он несет свой крест на Голгофу; но стократ тяжелее Ему духовно – Он с самого рождения несет крест людского непонимания.
Когда взяли Иисуса и повели на казнь, Ему вручили огромный, тяжелый деревянный крест, на котором его должны были распять: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» (ин. 19, 17).
В обращении Иисуса к ученикам это выражение употребляется в переносном значении: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).
Здесь крест свой – бремя ответственности за свое решение и связанные с ним тяготы и лишения, гонения и преследования от людей мира сего; готовность служить Богу и умереть за Него; знать, какие трудности и удары судьбы тебя ожидают, принимать их мужественно, уметь их выдерживать.
V. Беседа
— Когда же это крылатое выражение может быть использовано в речи?
а) (– жить достойно: не роптать, не завидовать, не жаловаться;
— трудная жизнь: болезнь, неблагополучный родственник – пьяница, нерадивая мать, ребенок, позорящий родителей и т. д.).
б) – связь с историей России, например, войны, (когда люди достойно несли свой крест, не согнувшись под тяжестью испытаний).
VI. Творческое задание: дать письменный ответ, что же означает выражение нести свой крест.
– «нести большую тяжесть в душе, но быть мужественным»,
- «знать, что очень долго будет тяжело, но держаться из
всех сил»,
- «знать о возможных страданиях, чувствовать их и не сдаваться» и т. п.
VII. Домашнее задание: найти в адаптированном тексте Библии «Неся свой крест» ещё одно крылатое выражение (умывать руки) и попытаться объяснить его смысл, а также подумать над второй частью темы урока – почему Библия не только источник, но и «копилка» крылатых выражений».
VIII. Чтение притчи и обсуждение прочитанного.
Уставшая, изнуренная женщина, изнемогая под тяжестью своего креста (жизненных испытаний), молилась о том, чтобы дали ей какой-нибудь другой крест, в уверенности, что всякий другой окажется легче. Она заснула и очутилась среди множества крестов различной величины и вида, лежащих на земле. Один из них приглянулся ей – он был небольшой, украшенный драгоценными каменьями, в золотой оправе. «Вот, — подумала она, — этот крест я могла бы нести без труда». Однако, как только она его подняла, он стал давить своей тяжестью: золото и каменья были прекрасны, но тяжесть их была ей не по силам. Рядом лежал другой крест, обвитый цветами. «Вот этот, без сомнения, создан для меня!» — воскликнула она и поспешно взяла его в руки.
Но под чудными цветами оказались шипы, которые вонзались в её тело, причиняли боль. Наконец, нашелся крест простой, ни чем не украшенный, не отличающийся ни изяществом формы, ни богатой оправой, на котором лишь было начертано слово любви. Подняв, она пошла и понесла его, и убедилась, что он самый легкий из всех, испробованных ею.
И что же – в нем она узнала свой прежний крест, которым прежде так тяготилась. Господу известно, какой именно крест нам нужен и какой мы способны понести. Он измеряет его по нашим силам. Мы же не можем судить о тяжести испытаний, посылаемых нашим ближним.
«Дневник православного священника», 1909 год.
— О чём молила женщина?
Чтобы дали другой крест.
— Что увидела женщина во сне?
Три различных креста.
— Опишите, каким был первый крест? Почему женщина не взяла его?
Крест стал давить её своей тяжестью.
— Опишите, каким был второй крест? Почему женщина отказалась и от него?
Под чудесными цветами были шипы, которые причиняли боль.
—Каким же был третий крест? Почему именно его взяла женщина?
Он был самым легким из всех.
— Что обнаружила женщина, посмотрев на крест внимательнее?
Узнала свой прежний крест.
— Кому же известно, какой крест нужен человеку?
Господь знает, какой крест мы способны донести.
Предлагаю поиграть в одну очень интересную игру, которая называется «Фанты». Суть игры – я показываю вам картинки, а вы должны попробовать отгадать какая это пословица или поговорка из Библии.
Всякой твари по паре.
Бог – свидетель.
Ждать, как манну небесную.
Выпить чашу до дна.
Каждому воздаётся по делам.
Зарыть талант в землю.
IХ. Заключение.
В заключение хочется вспомнить слова Д. Мережковского, написавшего об одной из библейских книг (Евангелие):
«Странная книга, её нельзя прочесть; сколько ни читай, всё кажется, не дочитал или что-то забыл, чего-то недопонял; а перечитаешь – опять то же; и так без конца. Как ночное небо: чем больше смотришь, тем больше звезд…»
Хотелось бы, чтобы дети и взрослые чаще смотрели на это бездонное «ночное небо» — читали и перечитывали Библию, находя в ней всё новые и новые глубины.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.