ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №383 Красносельского района Санкт-Петербурга

ГБОУ СОШ №383 Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №383 Красносельского района Санкт-Петербурга

ГБОУ СОШ №383 Санкт-Петербурга

МЕНЮ
Главная » Тенисон Я.Е. » Страница учителя начальных классов Тенисон Яны Евгеньевны

Страница учителя начальных классов Тенисон Яны Евгеньевны

26 Ноя 2019 Тенисон Я.Е. 133

Образование: высшее. Окончила университет им. Т.Г. Шевченко г. Тирасполь в 2015 году.

Развитие речи как основная задача внеклассной работы по литературному чтению

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.
            Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой. Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.

Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.

В развитии речи выделяются три линии:

  • работа над словом;
  • работа над словосочетанием и предложением;
  • работа над связной речью.

Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в начальной школе (как, впрочем, и многих других видов по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности. 
Словарная работа включает в себя четыре направления:

  • обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;
  • уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
  • активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том, или ином тексте;
  • введение в активную речь учащихся фразеологических сочетаний;
  • устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Все эти направления работы тесно связаны между собой.

 Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. Работа над словосочетанием ведёт учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений. Учащиеся учатся составлять словосочетания разных типов, выделять в потоке речи словосочетания. Из слов и словосочетаний  составлять предложения. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание. Учащиеся спонтанно знакомятся c разными типами предложений и учатся по предложенным моделям составлять высказывания.

И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку учащихся к связной речи. Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их.

Основные умения, которые относятся к связной речи учащихся:

  • Умение понять, осмыслить тему; умение раскрыть тему, не выходя за её рамки, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.
  • Умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализует замысел,
  • Умение спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, своё изложение или сочинение.
    • Подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста.
    • Составить связный и логичный текст, соблюдая последовательность изложения событий.

Для понимания сущности технологии педагогического обще­ния необходимо обращение к понятию «коммуникативная зада­ча», поскольку процесс профессионально-педагогического обще­ния может быть представлен как система коммуникативных за­дач. Коммуникативная задача, будучи производной от педагоги­ческой задачи и являясь ее фоном, имеет те же этапы решения, что и последняя: анализ ситуации, перебор вариантов и выбор из них оптимального, коммуникативное взаимодействие и анализ его результатов. Например, при возникновении задачи объяснения нового материала педагог анализирует педагогическую ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптималь­ные методы и затем осуществляет педагогическое действие. На всех этапах решения педагогической задачи педагог использует соответствующую технологию общения, с помощью которой ор­ганизуется педагогическое взаимодействие.

Таким образом, коммуникативная задача есть та же педа­гогическая задача, но переведенная на язык коммуникации. В то же время коммуникативная задача, отражая задачу педагогичес­кую, носит вспомогательный, инструментальный по отношению к ней характер (В.А.Кан-Калик). Поэтому, организуя конкретное педагогическое воздействие, необходимо представлять способы его коммуникативной реализации.

В.А.Леонтьев определяет коммуникативную задачу как резуль­тат ориентировки в проблемной ситуации, целью которой явля­ется воздействие на партнеров по общению. Она может быть следствием осознанного или неосознанного намерения, т.е. ком­муникативной цели, которая является внутренней интенцией, регулятором вербального поведения.

Наш опыт убеждает, что многие педагоги не осознают комму­никативную задачу как компонент педагогического процесса, хотя в реальной деятельности решают ее неосознанно.

Принято различать общие коммуникативные задачи предстоя­щей деятельности, которые, как правило, планируются заранее, и текущие коммуникативные задачи, возникающие в ходе педа­гогического взаимодействия. Общая коммуникативная задача сводится к повествованию (сообщению), побуждению и вопросу как средству получения новой информации.

 Повест­вование представлено следующими разновидностями: собственно повествование, сообщение, наименование, объявление, перечис­ление, реплика, ответ, донесение, рапорт и др. 

Побуждение имеет такие виды, как приказ, команда, требование, предупреждение, угроза, запрет, вызов, предостережение, предложение, призыв, совет, задание, приглашение, просьба, увещание, мольба.

Таким образом, в процессе решения коммуникативных задач педагог реализует две основные цели: передать учащимся сооб­щение или  запросить о сообщении,  воздействовать на них, т.е. побудить к действию с помощью вопросов или специальных императивных конструкций.

Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. 

Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И.Жилкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».            

 Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в разных формах. Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.

Существует три типа текстов, которые помогают нам передать ту или иную информацию. Это повествование, описание и рассуждение.

Повествовательный тип текста основывается на рассказе о происшествии, событии с учетом соблюдения временной последовательности. Все тексты, в которых содержится повествование, объединяются общей структурой: в них есть завязка (начало события), развитие самого события и развязка (конец повествования). Возможен рассказ как от третьего лица, что называется авторским повествованием, так и от первого лица, когда рассказ ведется от какого-то конкретно названного лица или рассказчик обозначается местоимением «Я». В повествовательных текстах чаще всего используются глаголы прошедшего времени совершенного вида. Для усиления выразительности содержания автор может применять и глаголы настоящего времени. С их помощью читатель может вообразить, что события происходит непосредственно с ним, или он является их свидетелем. Если автор хочет показать стремительность и неожиданность происходящего, он будет использовать глаголы совершенного вида.

В описании – изображаются предметы, явления, персонажи с помощью последовательного упоминания и раскрытия основных его признаков. К примеру, при описании человека выделяются следующие его данные: ростосанкапропорциивозрастцвет волосцвет глаз и тому подобное; описание помещения будет основываться на других признаках: количество квадратных метроввысота потолковдизайн, мебельколичество оконосвещение. Цель описательного типа состоит в том, чтобы читатель смог представить в своем воображении предмет, который описывается. 

Рассуждение — словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием. Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение. Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения. Как правило, композиция рассуждения строится по модели: тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.) и вывод.

Наша задача научить учащихся составлять предложения этих трех типов текста. Тексты Библии позволяют развивать текстологическую работу.

Таким образом, в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение следующими сторонами текста:

1.      Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.

2.      Структурно-композиционные, предполагающие умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста.

3.      Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.

 4.      Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.   

Все речевые умения тесно связаны между собой. Особенность данного обучения состоит в том, что оно строится с учётом связей между формируемыми умениями. Усвоение этих связей учащимися рассматривается как одно из важнейших условий осознанного овладения ими, и, следовательно, овладения текстом и речью в целом.

Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда.

           Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.

           Таким образом, занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения, текст. В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Боковое меню

Популярные материалы

© 2020. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №383 Красносельского района Санкт-Петербурга. Все права защищены