Софийский собор
Софийский собор
Легенда о голубе на куполе собора
По преданию, когда в 1570 году Иван Грозный учинил свою знаменитую расправу над новгородцами, летевший в небе голубь опустился на крест Софийского собора. Увидев гибель огромного количества невинных людей, ужаснувшаяся птица освятила купол храма золотым свечением, а потом окаменела навеки. После чего к одному из местных монахов во сне явилась Богородица и молвила: «Пока голубь будет на кресте Святой Софии, быть и городу в безопасности.» С той поры этот голубь как символ Святого Духа стал олицетворять божественное покровительство, дарованное Великому Новгороду.
Многие века берег он Новгород, но в годы Великой Отечественной Войны во время одного из артобстрелов захваченного врагами города крест с голубем был сбит и повис. По приказу коменданта крест сняли, а вскоре и вовсе вывезли в Испанию.
Дверь Софийского собора
Как только не называли средневековые бронзовые двери Софии Новгородской, украшенные прихотливыми рельефами. И Корсунскими, и «немецкими», и Магдебургскими, и Плоцкими, и Сигтунскими. Точно можно сказать только, что эти чужеземного происхождения двери были замечательным образом «славянизированы».
С XV века в Новгороде существовало предание, о том, что врата якобы привез из Византии князь Владимир – отсюда и название «Корсунские» (от греческого города Корсунь). Но все рельефы явно выглядят западноевропейскими и сопровождаются надписями на латыни. Согласно другой легенде, новгородцы привезли врата как трофей из шведского города Сигтуны в 1187 году. По еще одной версии, врата изготовили в середине XII века в немецком городе Магдебурге для польского собора Успения Приснодевы Марии в Плоцке.
Считается, что на вратах изображены магдебургский епископ Вихман и плоцкий епископ Александр.
Корсунские врата — это настоящий шедевр древнерусского искусства. На дверях 48 многофигурных рельефных композиций с библейскими сценами. Над фигурами вырезаны поясняющие латинские надписи, а под ними — перевод на русский язык. Врата разделены орнаментальными каймами.
В нижней части левой створки помещены фигуры мастеров, которые, вернее всего (историки в этом согласны), врата отливали, — Риквина и Вайсмута. Надпись на латыни поясняет: «Риквин меня сделал». Дверные рукояти по средневековой традиции изготовлены в виде звериных масок с прикреплёнными к их челюстям двуглавыми змеями. Считается, что эти барельефы олицетворяют Ад и неизбежность Страшного суда. В пасти масок — человеческие головы. Надо полагать, головы грешников. Над всеми композициями латинские надписи дублированы русскими переводами. Среди изображений людей на створках находятся фигуры вероятных заказчиков — магдебургского епископа Вихмана (1152-1192, Германия) и плоцкого епископа Александра (1129-1156, Польша). По весьма неубедительному преданию, епископ Александр заказал для главного храма Плоцка эти врата между 1152-1154 годами, а посредником и распорядителем заказа выступил епископ Вихман. Поэтому оба они символически (с указанием имен) и помещены на вратах. Почему Аврааму уделена такая значительная роль? Есть гипотеза, что эти врата были смонтированы после привоза в Новгород не в первоначальном виде, а с нарушением прежней композиции. Многие части при перевозке были потеряны и заменены рельефами и украшениями из другого памятника подобного рода, несколько отличавшегося по стилю. Все это говорит за то, что врата привезены в Новгород не в результате покупки (в этом случае была бы тщательно зафиксирована первоначальная композиция и были бы сохранены все детали), а как военная добыча.
Мощи каких святых хранятся в Софийском соборе.
В соборе находятся мощи святых Анны, князей Владимира, Мстислава и Федора, епископов Иоакима Корсунянина, Луки Жидяты, Никиты и Аркадия и архиепископов Иоанна, Григория, Мартирия, Антония, Василия Калики, Симеона и Аффония.
Назначение Софийского собора.
Возведенный в 1045-1050 годы XI века собор сразу стал символом и защитником древнего города. Новгородцы считали, что благодаря заступничеству Софии они не узнали, что такое набеги монголо-татар: захватчики повернули назад, когда до города оставалось совсем немного. Помимо этого, город был спасен от страшного мора — и это тоже заслуга Софии.
Знаменитая икона.
Икона «Знамение Пресвятой Богородицы» — православная икона с изображением, принадлежащим к иконописному типу «Оранта». Одна из наиболее почитаемых в русском православии икон.
На иконе изображён образ Богородицы с молитвенно поднятыми руками (Оранта) и образом Божественного младенца на груди. Икона находится в Софийском соборе Великого Новгорода.
Празднование в честь иконы совершается 27 ноября (10 декабря).
Икона датируется второй четвертью XII века.